Советская философия: преодолевая метафизику с помощью диалектики, создала новую метафизику

 


Советская философия позиционировала себя как радикальный разрыв с предшествующей философской традицией, особенно с идеалистической метафизикой. Диалектический материализм был представлен как революционный метод мышления, преодолевающий ограничения метафизического подхода и открывающий путь к подлинно научному познанию действительности. Однако парадокс заключается в том, что, стремясь преодолеть метафизику, советская философия создала свою собственную метафизическую систему, не менее догматичную и тоталитарную, чем те, с которыми она боролась.

В этой статье мы рассмотрим, как диалектика, задуманная как инструмент критического мышления, трансформировалась в догматическую систему, воспроизводящую метафизического мышления. Через анализ внутренних противоречий советской диалектики мы покажем, как философия, провозглашавшая свою антиметафизичность, стала новой формой метафизики, обслуживающей интересы власти и воспроизводящей структуры ложного сознания.

Вначале необходимо прояснить, что такое метафизика в контексте нашей статьи. Метафизика может быть понята не просто как философская дисциплина, изучающая первоосновы бытия, но как определенный способ мышления, характеризующийся поиском окончательных оснований, абсолютных истин и неизменных принципов.

Метафизическое мышление основано на нескольких ключевых предпосылках. Во-первых, это вера в существование трансцендентных означаемых — неких абсолютных истин, существующих вне исторического и социального контекста. Во-вторых, это логоцентризм — привилегирование логоса (разума, слова, смысла) как основы бытия и познания. В-третьих, это бинарное мышление, организующее реальность через систему жестких оппозиций: истина/ложь, сущность/явление, субъект/объект, и т.д.

Метафизика может рассматриваться как форма ложного сознания, поскольку она маскирует исторический, политический и социальный характер знания, представляя культурно обусловленные конструкты как естественные и неизменные. Метафизика создает иллюзию прямого доступа к реальности, скрывая опосредованный характер нашего отношения к миру через язык, культуру и власть.

Критика метафизики направлена на разоблачение этих претензий на абсолютность и универсальность, показывая, как за видимостью объективного знания скрываются структуры власти и исторически обусловленные практики означивания.

Диалектический материализм возник как попытка преодоления метафизического мышления через объединение материалистической онтологии с диалектическим методом. В своих истоках он представлял собой радикальную критику идеалистической философии и метафизического мышления.

Маркс и Энгельс разработали диалектический метод как инструмент анализа исторических и социальных процессов, подчеркивая их изменчивый, противоречивый характер. Диалектика, в их понимании, была не набором абстрактных законов, а методом анализа конкретных исторических явлений. Она противопоставлялась метафизике как мышлению, абсолютизирующему отдельные стороны реальности и игнорирующему процессы становления и изменения.

Ключевые принципы диалектики, такие как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, были направлены на схватывание процессуальности и противоречивости реальности. Материализм, в свою очередь, подчеркивал первичность материального бытия по отношению к сознанию и ориентировал философию на анализ реальных исторических и социальных процессов.

В советской философии диалектический материализм был возведен в ранг официальной философской доктрины. Он рассматривался как научное мировоззрение, преодолевающее ограниченность как идеалистической, так и метафизической философии. Диалектический материализм претендовал на универсальность, объективность и научность, противопоставляя себя "буржуазной" философии как ненаучной и идеологически ангажированной.

 

Диалектический материализм, задуманный как преодоление метафизики, в советской философии превратился в новую метафизическую систему. Этот процесс был связан с догматизацией диалектики и ее превращением в набор абстрактных принципов, оторванных от конкретного исторического анализа.

Первым шагом к метафизации диалектики стала ее кодификация в виде "законов" и "принципов", которые из методологических ориентиров превратились в универсальные онтологические истины. "Законы диалектики" из эвристических инструментов анализа превратились в абсолютные истины о структуре реальности. Это привело к тому, что диалектика из метода критического анализа превратилась в догматическую систему, претендующую на окончательное знание о мире.

Вторым шагом стало превращение диалектики в инструмент идеологического обоснования власти. Диалектический материализм из философской теории превратился в государственную идеологию, что неизбежно привело к его догматизации. Диалектика стала использоваться не для критического анализа существующего, а для его легитимации и обоснования.

Третьим шагом стало создание новых трансцендентных означаемых, таких как "объективные законы общественного развития", "историческая необходимость", "диалектическая истина". Эти концепты функционировали в советской философии как неоспоримые метафизические сущности, не подлежащие критическому анализу.

Таким образом, диалектика, направленная на преодоление метафизики, сама стала новой метафизикой, воспроизводя основные черты метафизического мышления: поиск абсолютных оснований, веру в универсальные законы, привилегирование логоса, бинарное мышление.

 

Догматизм советской философии проявлялся в различных областях: в подходе к науке, в политической теории, в концепции общественного развития.

В области науки догматизм проявлялся в попытках подчинить научное знание идеологическим критериям. Наиболее ярким примером является история лысенковщины, когда генетика была объявлена "буржуазной лженаукой", а вместо нее утверждалась "мичуринская биология", соответствующая принципам диалектического материализма. Другими примерами могут служить критика теории относительности и квантовой механики как "идеалистических" теорий, неприятие кибернетики как "реакционной лженауки". Во всех этих случаях научные теории оценивались не по их эмпирической адекватности и объяснительной силе, а по их соответствию догматически истолкованным принципам диалектического материализма.

В политической теории догматизм проявлялся в абсолютизации определенных формул и положений, вырванных из исторического контекста. Например, тезис о диктатуре пролетариата, исторически обусловленный и относящийся к конкретной исторической ситуации, был превращен в абсолютный принцип. Аналогично, теория классовой борьбы из инструмента анализа конкретных исторических ситуаций превратилась в универсальный ключ к пониманию всех социальных процессов, что привело к упрощенному и схематичному анализу.

Особенно ярко догматизм проявился в учении о "законах развития" общества. Советская философия утверждала существование объективных законов общественного развития, действующих независимо от воли и сознания людей. Эти законы понимались как необходимые, универсальные и познаваемые. Марксистская схема общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) из исторической гипотезы превратилась в непреложный закон, а любые отклонения от этой схемы рассматривались как исключения или временные отступления.

Такое понимание законов общественного развития является глубоко метафизическим, поскольку предполагает существование трансцендентных структур, определяющих ход истории независимо от человеческой практики. Это противоречит исходному антиметафизическому импульсу марксизма, который рассматривал историю не как реализацию предзаданного плана, а как результат человеческой практики.

Советский университет функционировал как институт, воспроизводящий и легитимирующий официальную философскую доктрину. Он выполнял роль "храма истины", где сакрализированное знание передавалось от посвященных (профессоров) к неофитам (студентам).

Университет представлял "объективную картину мира", основанную на диалектическом материализме. Эта картина мира позиционировалась как научная, объективная и истинная, в противоположность "буржуазным" теориям, которые объявлялись ненаучными и идеологически ангажированными. Советский университет воспроизводил метафизическую веру в возможность объективного, незаинтересованного знания, игнорируя роль власти, языка и институциональных практик в конституировании знания.

Университет функционировал как фабрика идеологии, производящая не только знание, но и определенный тип субъективности. Студенты должны были не только усвоить определенные теоретические положения, но и интериоризировать определенный способ мышления, определенное отношение к авторитетам, определенные практики чтения и интерпретации текстов.

В университетской системе воспроизводились иерархии и структуры власти, характерные для метафизического мышления. Знание организовывалось иерархически, с диалектическим материализмом на вершине как "наукой наук". Тексты классиков марксизма-ленинизма функционировали как священные тексты, не подлежащие критическому анализу, а только интерпретации в рамках установленной традиции.

Таким образом, советский университет был не пространством критического мышления, а институтом, воспроизводящим и легитимирующим метафизические структуры официальной философии.

Деконструктивный анализ предложенный Жаком Деррида позволяет выявить метафизические основания советской диалектики и ее внутренние противоречия. Одной из основных черт метафизического мышления является организация мышления через бинарные оппозиции, в которых один из членов привилегируется над другим. В советской философии такими оппозициями были материя/сознание, практика/теория, наука/идеология, истина/ложь, пролетарское/буржуазное, и т.д. Во всех этих оппозициях один из членов (материя, практика, наука, истина, пролетарское) привилегировался над другим, что воспроизводило логику метафизического мышления.

Внутренние противоречия советской диалектики проявлялись, например, в отношении к историческому материализму. С одной стороны, утверждалось, что общественное бытие определяет общественное сознание, что все идеи имеют социально-исторический характер. С другой стороны, сам исторический материализм позиционировался как абсолютная, внеисторическая истина. Это создавало парадоксальную ситуацию: теория, утверждающая исторический характер всякого знания, сама претендовала на внеисторический статус.

Другое противоречие касалось отношения к практике. С одной стороны, практика объявлялась критерием истины, с другой — теоретические положения диалектического материализма не подвергались проверке практикой, а априори считались истинными.

Еще одно противоречие связано с концепцией идеологии. Советская философия разоблачала идеологический характер "буржуазной" философии, но отказывалась признавать собственный идеологический характер, представляя себя как чистую науку.

Борьба с "буржуазной метафизикой" стала способом маскировки собственной метафизичности. Критикуя идеализм и "буржуазную метафизику", советская философия отвлекала внимание от собственных метафизических предпосылок. Чем более яростной была эта критика, тем эффективнее она скрывала собственную метафизическую структуру.

 

Метафизика присутствия — это философская установка, предполагающая возможность непосредственного доступа к реальности, к истине, к смыслу. Она связана с верой в то, что значение может быть полностью присутствующим, прозрачным, непосредственно данным.

В советской философии метафизика присутствия проявлялась в нескольких формах. Во-первых, это вера в то, что реальность непосредственно доступна научному познанию, что наука может дать "объективную картину мира". Эта установка игнорирует опосредованный характер нашего отношения к миру через язык, культуру, практики означивания.

Во-вторых, это вера в прозрачность текста, в возможность однозначной интерпретации. Тексты классиков марксизма-ленинизма рассматривались как обладающие однозначным смыслом, который может быть извлечен путем правильного прочтения. Эта установка игнорирует неизбежную многозначность текста, роль контекста и интерпретативных сообществ в конституировании смысла.

В-третьих, это вера в самотождественность субъекта познания. Советская философия предполагала существование унифицированного, самотождественного субъекта, способного к объективному познанию. Эта установка игнорирует историческую и социальную обусловленность субъективности, роль бессознательного, языка и власти в конституировании субъекта.

Примерами метафизики присутствия в советской философии могут служить концепция "отражения" в теории познания, согласно которой сознание непосредственно отражает объективную реальность; концепция языка как прозрачного медиума, непосредственно передающего смысл; концепция истины как соответствия мысли объекту.

 

Философия различия противопоставляет догматическому повторению того же самого концепцию свободного становления, понимаемого как производство различия, как творческий процесс, не подчиняющийся предзаданным моделям и схемам.

Советская диалектика, претендовавшая на схватывание процессов становления и развития, превратилась в систему догматического повторения. Вместо анализа конкретных исторических процессов в их уникальности и своеобразии, советская диалектика предлагала готовые схемы и формулы, которые лишь "применялись" к разнообразному материалу.

Примером такого догматического повторения может служить советская историография, которая анализировала различные исторические периоды и культуры через призму одних и тех же схем классовой борьбы и смены общественно-экономических формаций. Это приводило к упрощению и схематизации исторического процесса, к игнорированию его многообразия и сложности.

Другим примером является советская эстетика, которая оценивала произведения искусства по их соответствию заранее заданным критериям "идейности", "партийности", "народности", игнорируя уникальность и своеобразие художественного творчества.

В советской философии науки научное развитие понималось не как творческий процесс производства нового знания, а как приближение к предзаданной "объективной истине". Новые научные теории оценивались не по их творческому потенциалу, а по их соответствию установленным догмам.

Такое догматическое повторение разрушало саму идею диалектики как мышления о становлении и изменении. Диалектика, задуманная как метод анализа конкретных исторических процессов, превратилась в набор абстрактных формул, применяемых ко всем явлениям независимо от их специфики.

 

Советская диалектика представляет собой яркий пример того, как философия, направленная на преодоление метафизики, сама может превратиться в новую форму метафизического мышления. Стремясь преодолеть метафизику, советская философия воспроизвела ее основные черты: поиск абсолютных оснований, веру в универсальные законы, привилегирование логоса, бинарное мышление.

Этот парадокс философски связан с тем, что простое отрицание метафизики не гарантирует выхода за ее пределы, так как само это отрицание может воспроизводить метафизическую структуру мышления. Политически он связан с трансформацией диалектики из критического метода в государственную идеологию, что неизбежно привело к ее догматизации.

Советская диалектика как форма ложного сознания маскировала реальные отношения власти и подчинения, представляя исторически обусловленные формы социальной организации как необходимые и естественные. Она создавала иллюзию научного обоснования политической практики, скрывая ее фактическую необоснованность.

Анализ советской диалектики как формы метафизики имеет значение не только для понимания истории советской философии, но и для критической рефлексии о современных формах философского мышления. Он показывает, что даже радикальная критика метафизики может незаметно воспроизводить ее структуры, и что выход за пределы метафизического мышления требует постоянной критической работы, внимания к собственным предпосылкам и готовности подвергать их пересмотру.


Оставить комментарий можно в Телеграм


#СоветскаяФилософия #ДиалектическийМатериализм #Метафизика #ИсторияФилософии #КритическоеМышление #Марксизм #Догматизм #ФилософскиеПарадоксы #ИдеологияИНаука #ФилософияИВласть #ДиалектикаИДогма #ЛожноеСознание #ФилософскаяКритика #МетафизикаПрисутствия #СоветскийУниверситет #ДеконструкцияФилософии #ИсторияИдей #ФилософскоеНаследие #ФилософияРазличия #МарксистскаяДиалектика


Популярные сообщения