Фундаментальная нужда в предрассудках Гадамера
Просвещение с его одержимостью рациональностью породило,
возможно, самый опасный предрассудок из всех — идею о том, что мы можем
освободиться от предрассудков. Вот она, классическая идеологическая ловушка:
чем больше мы отрицаем свои предрассудки, тем глубже погружаемся в их невидимую
хватку. Просвещение определило предрассудок как паразита разума, как
примитивное суеверие, которое должно быть искоренено светом рационального
исследования. И в этом заключается непристойная тайна Просвещения — оно самонадеянно
верило, что человек может достичь нейтральной, объективной позиции, с которой
можно наблюдать реальность без искажений.
Но давайте посмотрим правде в глаза — такая позиция
невозможна. Именно здесь Хайдеггер совершает свой радикальный жест, показывая,
что мы всегда-уже брошены в мир, пронизанный значениями. Хайдеггер показал, что
человек никогда не воспринимает мир "нейтрально". Мы всегда уже
находимся в мире, который наполнен значениями. Когда мы видим стул, мы не
сначала воспринимаем какой-то непонятный объект, а потом решаем, что это стул.
Мы сразу видим стул как предмет для сидения, потому что уже имеем представление
о том, что такое стул и для чего он нужен.
Эти значения, которые мы приписываем вещам вокруг нас,
существуют до нашего сознательного размышления о них. Они формируют основу
нашего понимания мира и являются своего рода предрассудками в хорошем смысле
этого слова.
Гадамер совершил важный шаг, показав, что предрассудки не
мешают пониманию, а делают его возможным. Вот почему:
·
Предрассудки создают исходную точку для
понимания. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, нам нужна какая-то основа, с
которой мы начнем это понимать. Без предварительных представлений мы бы не
знали, с чего начать.
·
Предрассудки дают нам "вопросы",
которые мы задаем тексту или явлению. Мы подходим к новому опыту с
определенными ожиданиями и вопросами, которые помогают нам структурировать наше
понимание.
·
Предрассудки связывают новое с уже известным. Мы
понимаем новое, соотнося его с тем, что уже знаем. Без этого предварительного
знания новое осталось бы непонятным.
Пример 1: Чтение книги
Когда вы берете в руки роман, у вас уже есть множество
предрассудков, которые помогают вам его понять:
Вы знаете, что такое роман и чего от него ожидать
Вы понимаете правила языка и литературные приемы
У вас есть представления о человеческой психологии, которые
помогают понимать мотивы персонажей
Представьте, что вы читаете "Преступление и
наказание" Достоевского. Без предварительного понимания человеческой
психологии, моральных дилемм, социальных условий России XIX века, вы не смогли
бы по-настоящему понять этот роман. Ваши предрассудки о том, что такое вина,
наказание, раскаяние, помогают вам интерпретировать действия Раскольникова.
Пример 2: Научное открытие
Ученые не открывают новое на пустом месте. Они всегда
работают в рамках определенной научной традиции, которая дает им:
Методы исследования
Базовые теории и концепции
Критерии для оценки результатов
Когда Эйнштейн создавал теорию относительности, он опирался
на уже существующие физические теории и математические инструменты. Он не
отбрасывал все предыдущее знание, а трансформировал его. Его
"предрассудки", полученные из классической физики, были необходимы
для создания новой теории.
Пример 3: Изучение иностранного языка
Когда мы учим новый язык, мы неизбежно используем наш родной
язык как точку отсчета. Наши представления о грамматике, структуре предложений,
даже о том, как должны звучать слова — это предрассудки, которые помогают нам
освоить новый язык.
Человек, который изучает русский язык, имея английский в
качестве родного, будет использовать свои знания о языке вообще: что есть
существительные и глаголы, что предложения имеют структуру, что слова образуют
смысловые группы. Без этих предварительных знаний (предрассудков) изучение
нового языка было бы невозможно.
Попытка полностью избавиться от предрассудков приводит к
парадоксу: сама вера в то, что мы можем достичь "чистого",
объективного понимания, является предрассудком.
Представьте студента, который пытается читать философский
текст "без предрассудков". Он старается не привносить свои мнения и
предварительные знания. Что происходит? Текст становится непонятным набором
слов, потому что понимание всегда требует соотнесения с чем-то уже известным.
Даже ученый, который считает, что он просто "следует за
фактами", на самом деле уже имеет определенные представления о том, что
считать фактом, какие вопросы задавать и какие методы использовать. Эти
предварительные представления и есть предрассудки в смысле Гадамера.
Важно понимать, что Гадамер не призывает слепо
придерживаться предрассудков. Он показывает, что традиция — это не статичный
набор мнений, а живой, динамический процесс. Мы начинаем с предрассудков,
унаследованных от традиции. Это наша исходная точка, наш "горизонт
понимания". Мы сталкиваемся с новым опытом или текстом, который не
полностью соответствует нашим ожиданиям. Возникает "герменевтический
круг" — мы понимаем части через целое, а целое через части. В этом
процессе наши предрассудки постепенно корректируются. Происходит "слияние
горизонтов" — наш горизонт понимания расширяется и изменяется, включая в
себя новое понимание. Измененные предрассудки становятся основой для нового
понимания в будущем.
Представьте человека, выросшего в западной культуре, который
начинает изучать буддийскую философию. Изначально он подходит к буддизму со
своими западными предрассудками о том, что такое религия, философия, сознание.
Он не может полностью отбросить эти предрассудки — без них
он вообще не смог бы начать понимать буддизм. Но по мере изучения:
Его понимание концепции "я" постепенно меняется
под влиянием буддийской идеи анатмана (отсутствия постоянного "я")
Его представление о счастье трансформируется через
осмысление Четырех Благородных Истин
Его взгляд на отношения между умом и телом обогащается
буддийским пониманием
В результате его предрассудки не просто отбрасываются, а
трансформируются. Он не становится "чистым буддистом", полностью
отказавшимся от западного мышления, но его понимание обогащается новыми
перспективами.
Таким образом, предрассудки в понимании Гадамера — это не
препятствия, а продуктивные условия понимания. Они:
·
Дают нам начальную точку для понимания нового
·
Постоянно проверяются и корректируются в
процессе нашего опыта
·
Связывают нас с традицией, но позволяют ее
развивать и изменять
·
Делают возможным диалог между разными культурами
и эпохами
Настоящая мудрость заключается не в иллюзорной попытке
избавиться от всех предрассудков, а в готовности осознавать их, проверять и
изменять. Именно в этом динамическом процессе трансформации предрассудков и
заключается подлинное понимание.
Без предрассудков мы были бы как компьютер без операционной
системы — способные обрабатывать информацию, но неспособные придать ей смысл.
Предрассудки — это не ограничение нашего мышления, а условие его возможности.
Оставить комментарий можно в Телеграм
#Гадамер #герменевтика #предрассудки #понимание #познание #традиция #Просвещение #философияХХвека #Хайдеггер #герменевтическийкруг #эпистемология #интерпретация #диалог #культурныйконтекст #историческоесознание #критическоемышление #гуманитарныенауки #философияязыка #историяфилософии