Фихте подарил России Интеллигенцию

 



Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) жил в эпоху грандиозных исторических перемен, сформировавших его мировоззрение и философскую систему. Родившись в семье бедного ткача в Саксонии, он сумел получить образование благодаря покровительству местного барона, заметившего выдающиеся способности юноши. Интеллектуальное становление Фихте происходило на перекрестке эпох: закат Просвещения, расцвет романтизма и эра революционных потрясений.

Французская революция 1789 года оказала глубокое влияние на Фихте. Он приветствовал её как начало новой эры свободы, написав работу "К исправлению суждений публики о французской революции" (1793). Однако последующие события – якобинский террор, наполеоновские войны и особенно оккупация Пруссии французскими войсками в 1806-1813 годах – привели к эволюции его взглядов в сторону национального самосознания и культурного патриотизма.

В этот же период в немецких землях, политически раздробленных и экономически отсталых, формировалось чувство национального единства, основанное не на политических институтах, а на общности языка и культуры. В отсутствие единого немецкого государства именно культура, философия и образование стали фундаментом немецкой идентичности. Этот контекст принципиален для понимания того, почему Фихте придавал такое значение университетскому образованию, национальному языку и культурной миссии немецкого народа.

 

Философская система Фихте возникла как развитие и радикализация идей Иммануила Канта. Кант произвел "коперниканский переворот" в философии, поставив в центр познания не объект, а субъект. Однако он сохранил понятие "вещи в себе" (Ding an sich) – недоступной познанию объективной реальности, существующей независимо от познающего субъекта.

Фихте устранил эту дуальность, которую считал непоследовательной. В его системе нет места "вещи в себе" – вся реальность выводится из деятельности абсолютного "Я". Если у Канта познание ограничено феноменами (явлениями), то Фихте стремится преодолеть эти ограничения через понятие интеллектуальной интуиции – непосредственного усмотрения абсолютного "Я" в акте самосознания.

Другое важное развитие кантианства – акцент на примате практического разума. Если Кант разделял теоретический и практический разум, то Фихте утверждает примат практического разума над теоретическим. Познание у него подчинено действию, теория – практике. Мир существует не для того, чтобы быть познанным, а для того, чтобы быть преобразованным согласно нравственному закону.

 

Главная идея философии Фихте – активность человеческого сознания. В отличие от предшественников, считавших, что человек просто воспринимает готовый мир, Фихте утверждает: мы сами создаем реальность через наше познание и действия.

В своем "Наукоучении" Фихте вводит понятие абсолютного "Я" – первичного творческого начала, которое утверждает себя ("Я есть Я"). Для самоопределения этому "Я" нужно сопротивление, поэтому оно создает "не-Я" – внешний мир. Весь мир, таким образом, существует как поле деятельности "Я", как препятствие, которое нужно преодолевать для расширения своей свободы.

Каждый отдельный человек – это проявление абсолютного "Я". Наша задача – осознать себя как активное начало и преобразовывать мир. Пассивность, по Фихте, означает неразвитое самосознание. Эта философия превращает человека из наблюдателя в творца мира и стала источником многих революционных идей, в том числе повлияла на формирование русской интеллигенции.

Этика Фихте тесно связана с его метафизикой. Наш нравственный долг – постоянно стремиться к идеалу, преодолевать ограничения и расширять сферу свободы. Это бесконечный процесс, который никогда не может быть завершен, но именно в этом стремлении заключается нравственное достоинство человека. Важно, что нравственное совершенствование возможно только в обществе. Мы должны не только развивать собственную свободу, но и помогать другим людям стать свободными.

 

Философская система Фихте, названная им "наукоучением", претендовала на всеобъемлющее знание о мире, выведенное из единого принципа. По своей амбициозности и систематичности ее смело можно назвать религиозной доктриной.

В поздний период творчества Фихте все более явно проявляется религиозный характер его философии. В работах "Наставление к блаженной жизни" (1806) и "Путь к блаженной жизни, или Наставление в религии" (1806) он развивает своего рода философскую теологию. Абсолютное "Я" отождествляется с Богом, а мир понимается как проявление божественного бытия.

Наукоучение становится не просто философской системой, но своего рода религиозным откровением, раскрывающим абсолютную истину. Философ выступает как пророк, возвещающий эту истину человечеству. Знание становится формой религиозного опыта, а постижение абсолютного "Я" – аналогом мистического слияния с божеством.

При этом Фихте противопоставляет свою "философскую религию" традиционному христианству. Он отвергает догматические формы религиозности и утверждает примат нравственно-практического содержания религии над теоретическими догматами. Религия, по Фихте, должна быть религией свободы, а не слепого подчинения авторитетам.

Наиболее полно политическая философия Фихте выражена в его знаменитых "Речах к немецкой нации" (1807-1808), произнесенных в оккупированном французами Берлине. В этих речах Фихте развивает идею особой метафизической миссии немецкого народа.

Для Фихте немцы – это "пранарод" (Urvolk), сохранивший исходную чистоту языка и духа. Немецкий язык, в отличие от романских языков, развивался органически, без разрыва с корнями, что позволяет немцам более непосредственно выражать изначальные, абсолютные истины. Это дает немецкому народу особую миссию в мировой истории – миссию возрождения подлинной культуры и истинной свободы.

Важно понимать, что национализм Фихте имеет не этнический, а культурный характер. Принадлежность к немецкому народу определяется не происхождением, а приверженностью определенным культурным и духовным ценностям. Национальное возрождение, к которому призывает Фихте, – это прежде всего духовное и культурное возрождение через образование.

Национализм Фихте носит универсалистский характер. Германия должна реализовать свою миссию не для самоутверждения, а ради всего человечества. Национальное служит всеобщему, особенное – универсальному. Этот мессианский аспект философии Фихте оказал значительное влияние на русскую мысль с ее идеей особой миссии России.

Политическая философия Фихте органично вытекает из его метафизики и этики. Если цель человека – реализация свободы, то государство должно быть инструментом этой реализации.

В ранних работах Фихте, находясь под влиянием Французской революции, развивал либеральные идеи общественного договора. Однако позже его взгляды эволюционировали в сторону более этатистской концепции. В работе "Закрытое торговое государство" (1800) он предлагает модель плановой экономики, где государство регулирует производство и распределение благ, обеспечивая экономическую независимость и самодостаточность нации.

Для Фихте государство – не просто политический институт, а воплощение нравственной идеи. Его цель – создать условия для нравственного совершенствования граждан и реализации национальной миссии. Государство должно организовать общество так, чтобы каждый мог реализовать свою свободу, не ограничивая при этом свободу других.

Особая роль в этом процессе отводится образованию. Государство должно обеспечить всеобщее образование, которое формирует нравственную личность, способную к самостоятельному мышлению и действию. Образование становится ключевым инструментом реализации метафизического проекта – воплощения абсолютной свободы в конкретных исторических условиях.

Фихте сыграл ключевую роль в создании Берлинского университета (основан в 1809 году) и был его первым ректором. Его идея университета как института, формирующего национальное самосознание, оказала огромное влияние на развитие высшего образования не только в Германии, но и во всем мире, включая Россию.

В работе "Дедуцированный план высшего учебного заведения, подлежащего учреждению в Берлине" (1807) Фихте излагает свою концепцию университета. Университет должен быть не просто местом передачи знаний, а институтом формирования нового типа человека – свободной, мыслящей личности, осознающей свою нравственную миссию.

Особое значение Фихте придает философскому факультету, который должен обеспечивать единство всех наук. Философия, по Фихте, – это не просто одна из дисциплин, а метанаука, раскрывающая единые принципы всего знания. Через философию все частные науки связываются с абсолютным началом, с идеей целого.

Университет становится местом, где национальный дух осознает себя и свою историческую миссию. Через университетское образование формируется интеллектуальная элита, призванная руководить духовным развитием нации. В этом смысле университет выполняет функцию, которую ранее выполняла церковь, – функцию духовного руководства обществом.

В системе Фихте университетское образование приобретает религиозное значение. Университет становится храмом разума, где происходит постижение высших истин и формирование нравственной личности.

Наука в понимании Фихте – это не просто система знаний, а путь к абсолютной истине. Научное познание имеет не только интеллектуальное, но и нравственное значение, оно приближает человека к абсолюту. Поэтому научная деятельность приобретает характер религиозного служения, а преподавание становится своего рода священнодействием.

Фихте развивает идею "ученого сословия" как особой социальной группы, имеющей свое специфическое призвание. В работе "О назначении ученого" (1794) он утверждает, что ученые составляют "духовную аристократию", призванную руководить нравственным совершенствованием общества.

Университетское образование становится своеобразной инициацией, посвящением в тайны знания. Студент проходит путь духовного преображения, становясь не просто носителем определенных знаний и навыков, но человеком нового типа, осознающим свою нравственную миссию.

 

В системе Фихте интеллектуалы – ученые, мыслители, преподаватели – образуют новую духовную элиту, заменяющую традиционное духовенство. Они – носители высших истин и моральные лидеры общества.

Ученый, по Фихте, – это не просто специалист в определенной области знания, а "учитель человеческого рода", призванный указывать ему путь к нравственному совершенству. На ученых лежит особая ответственность за просвещение народа и реализацию национальной миссии.

Эта концепция "ученого сословия" как духовной элиты имела огромное влияние на формирование самосознания интеллектуалов в Европе и особенно в России. Она способствовала сакрализации интеллектуальной деятельности, придавая ей характер религиозного служения.

 

Идеи Фихте проникли в Россию в первой половине XIX века и огромное влияние на развитие русской философской и общественной мысли. Первыми проводниками философии немецкого идеализма в России стали профессора философии Московского и Петербургского университетов, многие из которых получили образование в Германии.

Первое знакомство русской публики с немецким идеализмом произошло еще при жизни Фихте. В 1805 году Андрей Тургенев перевел на русский язык фрагменты работы Фихте "Назначение человека". В 1810-1820-е годы профессора Московского университета И.И. Давыдов и М.Г. Павлов включали элементы философии Фихте в свои лекции.

Особую роль в распространении идей немецкой классической философии сыграл кружок любомудров (1823-1825), члены которого – В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский и другие – углубленно изучали труды Фихте, Шеллинга и других немецких мыслителей. 

Важную роль в распространении идей немецкого идеализма сыграл также Н.В. Станкевич, вокруг которого в 1830-е годы сформировался философский кружок. Члены кружка, среди которых были В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, К.С. Аксаков, интенсивно изучали немецкую философию, включая труды Фихте.

Влияние Фихте прослеживается как в славянофильстве, так и в западничестве – двух основных направлениях русской общественной мысли XIX века. Славянофилы восприняли идею особой национальной миссии и критику формальной рациональности западной цивилизации. Западники разделяли фихтеанский акцент на свободе личности и нравственном долге преобразования общества.

 

Термин "интеллигенция" в его специфическом русском значении сформировался в середине XIX века. Хотя слово имеет латинское происхождение, его особое употребление, обозначающее не просто образованный слой общества, а особую социально-культурную группу с определенным типом мировоззрения, сложилось именно в России под влиянием немецкой философии.

Активный идеализм Фихте трансформировался в России в идею активного служения народу. Если у Фихте долг перед абсолютом реализуется через национальное служение, то в России это превратилось в долг интеллигенции перед народом. 

Идеи Фихте не просто заимствовались, но творчески перерабатывались русскими мыслителями с учетом российских реалий. Например, фихтеанская идея особой национальной миссии трансформировалась в славянофильскую концепцию особого пути России. Если у Фихте особая миссия немецкого народа связывалась с сохранением чистоты языка и духа, то у славянофилов особая миссия русского народа связывалась с сохранением истинного христианства и соборного начала.

Мессианские идеи Фихте о национальной миссии нашли отражение в русской мысли, начиная со славянофилов и заканчивая "русской идеей" В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Представление об особой исторической миссии России, о ее призвании осуществить синтез восточной и западной культур, реализовать идеалы всечеловечности – все это можно рассматривать как трансформацию фихтеанской идеи о метафизической миссии народа.


Одной из наиболее характерных черт русской интеллигенции, отмеченной многими исследователями (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов), был ее религиозный характер. Интеллигенция создала своего рода секулярную религию с собственными догматами, ритуалами и мучениками.

Этот религиозный характер интеллигенции имеет прямые параллели с философией Фихте. Можно выделить несколько аспектов этой параллели:

Сакрализация знания: У Фихте наукоучение становится своего рода религиозным откровением, а наука – путем к абсолюту. В русской интеллигентской традиции знание также приобретает сакральный характер, а научные и философские истины воспринимаются с религиозным пиететом.

Вера в абсолютные ценности: Фихте утверждает примат нравственного закона как абсолютной ценности. Русская интеллигенция также исповедовала веру в абсолютные ценности – справедливость, свободу, равенство.

Мессианское самосознание: Фихте видел в ученом "учителя человеческого рода", призванного указывать путь к нравственному совершенству. Русская интеллигенция также видела свою миссию в нравственном руководстве обществом, в просвещении народа, в борьбе за справедливость.

Аскетический идеал: У Фихте подлинный ученый должен быть аскетом, преданным истине и пренебрегающим материальными благами. Этот идеал нашел прямое отражение в аскетизме русской интеллигенции, в ее пренебрежении "мещанскими" ценностями.

Вера в прогресс, в торжество разума и справедливости, в неизбежное наступление "царства свободы" – все эти идеи, составлявшие символ веры русской интеллигенции, имеют корни в философии Фихте с ее представлением о неуклонном движении к абсолюту.

Сборник "Вехи" (1909) стал попыткой критического осмысления этого религиозного характера интеллигенции. Авторы сборника – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и другие – сами вышедшие из интеллигентской среды, критиковали "интеллигентскую религию" за ее догматизм, фанатизм и подмену подлинной религиозности "религией человекобожества". Однако сама эта критика была возможна только потому, что русская интеллигенция представляла собой феномен, сравнимый с религиозным орденом.

Иоганна Готлиба Фихте оказала огромное влияние на формирование русской интеллигенции как уникального социокультурного феномена. Активный идеализм, концепция нравственного долга, идея особой миссии ученого сословия, сакрализация интеллектуальной деятельности – все эти аспекты философии Фихте нашли отражение в мировоззрении и этосе русской интеллигенции.

Русская интеллигенция восприняла от Фихте не только отдельные идеи, но и общий пафос его философии – пафос активного преобразования мира в соответствии с нравственным идеалом. Этот пафос, трансформированный в специфических российских условиях, породил уникальный феномен – интеллигенцию как религиозную общность, осознающую себя носителем высшей правды и призванную к нравственному руководству обществом.


Оставить комментарий можно в Телеграм


#Фихте #РусскаяИнтеллигенция #ИсторияИдей #НемецкаяФилософия #Наукоучение #АбсолютноеЯ #АктивныйИдеализм #ДуховнаяЭлита #Мессианство #Славянофилы #Западники #НациональнаяМиссия #РусскаяИдея #Веховцы #ФилософияОбразования #УченоеСословие #НравственныйДолг #ИнтеллектуальныйАскетизм #КультурныйТрансфер #ФилософскаяРелиги

Популярные сообщения